ОБ ИСКУССТВЕ СПОРА (Особо чувствительных христиан от чтения этого поста прошу воздержаться)
В 1918 г. известный российский логик Сергей Поварнин издал книгу о теории и практике спора, впоследствии много раз переиздававшуюся и ставшую классической. Прошло почти сто лет, но книга "Спор" не потеряла актуальности. Из нее, например, можно узнать, что существуют два основных типа споров: спор из-за истинности мысли и спор из-за доказательства; что существуют 5 видов спора: спор для проверки истины, спор для доказательства, из-за спор из-за победы, спор-спорт, спор-игра; что существуют основные ошибки в доказательстве: ошибки в тезисе, ошибки в доводах и ошибки в связи. Отдельный раздел посвящен логическим уловкам в споре. Здесь мы встречаем и "оттягивание возражения", и "довод к городовому", и "подмену тезиса", и "софизм тождесловия", и многое другое. Среди психологических уловок Поварнин выделяет "выведение противника из равновесия", "отвлечение внимания и наведение на ложный след", "ставку на ложный стыд", "подмазывание аргумента", "втирание очков", "двойную бухгалтерию" и "внушение".
Последний тип уловки прекрасно иллюстрируют аргументы зубодробительной критики "лжеучения" Льва Толстого, которыми изобилуют недавно попавшие мне в руки дневники о. Иоанна Кронштадтского.
Читаем. "В сочинении Л. Толстого логическая ложь: ложно основание, ложны и следствия. Ложно предложение, будто вселенский символ веры есть ложный (от Духа Истины происшедший-то), что св. Троица не Троица, что Бог не может быть один в Троице, ложно предложение, что Сын Божий не воплотился и не был Спасителем человеческого рода: не воплощен, не крестился, не страдал, не умирал, не воскрес, не вознесся на небо, не придет судить, что не будет воскресения, второго пришествия; ложно, что нет третьего лица - Духа Святого, что Церковь не истинна, а ложна и т. д. - все эти предложения ложны и все выводы ложны; ложь, что догматы веры преподаются в таком возрасте, в котором дети не понимают ничего, что напрасно учить их будто бы бессмыслице, будто бы сказкам, или будто бы напрасно простой народ учить, ничего не понимающий или которому некогда этим заниматься; ложно предложение, что Библия - сказка, Евангелие - тоже, ложно предложение, что Бог, страшно и выговорить, сердится (гневается праведно - другое дело), что Он несправедлив; ложны и посылки, будто не будет воздаяния, не будет вечной муки грешникам нераскаянным. Ложно и то положение, что Церковь и духовенство проповедуют ложь, нелепость. Вот Толстой, действительно, проповедует явную ложь и его слушать нельзя, ему верить, как злонамеренному лжецу, - пагубно. Он - преднамеренный, злонамеренный лжец и то, что он утверждает о предметах веры нашей, все ложно". Конец цитаты. Переварите и приступайте к следующему абзацу.
Поклонницей "духовного учения" Толстого я никогда не была, и мне, в сущности все равно, кто занимается морализаторством: ортодоксальный клерикал или большой писатель. Однако по части аргументации Иоанн Кронштадский, безусловно, заткнул графа за пояс. В приведенном абзаце 219 слов. 18 слов с корнем "лож" составляют 12% текста.
Свет на частоту словоупотребления одного и того же слова в речевом нарративе проливают классики антропологии К. Леви-Строс и Б. Малиновский с их анализом транса и магических заклинаний как специальной техники внушения. "Абориген,-пишет Малиновский,- глубоко убежден, что определенные слова наделены таинственной, внутренней силой". Типичное заклинание какого-нибудь огородного мага звучит, примерно, так: Дождь, я призываю тебя, дождь. Твои капли попадают в землю, дождь. Земля наполняется влагой дождя. Ямс в этом году вырастет благодаря живительной влаге, которую посылает дождь. И все в таком духе.
Учимся аргументировать, братия и сестры! Если не истину найдем, то хоть лицо не потеряем. Хотя что это за лицо, если оно может потеряться?... Но это тема другого разговора ;)